Исторически сложилось так, что именно камень стал первым «холстом», на который древние люди начали наносить изображения. В первобытную эпоху их на это подвигали суеверия, веками позже каменная живопись превратилась в украшение замков и священных обителей. Даже сегодня, несмотря на то, что каждому из нас доступны более подходящие, удобные и практичные, материалы для творчества, роспись камней по-прежнему представляет интерес для многих художников – как профессиональных, так и не очень. Это одновременно способ самовыражения, процесс рождения уникальных авторских вещиц для интерьера и экстерьера, создание рукотворных – самых теплых и душевных, — подарков близким.
Камням, привозимым из отпуска, свойственна особая ностальгическая «аура», и как хранители теплых, солнечных воспоминаний они заслуживают самого красивого оформления. Впрочем, даже если вы не составляете подобных коллекций, добыть основной материал для росписи не составит особого труда – нужна гладкая, не слишком пористая и, желательно, светлая галька, которую немудрено отыскать у реки или приобрести в магазине ландшафтного декора («найденышей» придется хорошенько вымыть и высушить). Если очень хочется попробовать силы в росписи, но ни собрать, ни купить природные камешки не представляется возможным, стоит попробовать их смастерить:
Помимо самих камней, для росписи понадобится подготовить:
- Палитру красок или лаковые маркеры – в зависимости от того, с чем вам привычней работать. Чаще всего изображения наносятся красками, новички выбирают гуашь или акварель (огрехи тут же легко исправляются замыванием водой), более уверенные мастера используют стойкий и выразительный цветной акрил, ну а многоопытные художники предпочитают иметь дело со специализированными красками для оформления керамики и фарфора.
- Стаканчик с водой и кисточки. Даже самые плотные натуральные камни имеют многочисленные поры, и качество их красочного покрытия значительно зависит от используемой кисти. Очень важно, чтобы на протяжении всего процесса рисования она была хорошо увлажненной и не «ужесточалась». Если в работе будет использоваться акрил, натуральному ворсу лучше предпочесть синтетический или нейлоновый – первый под действием красок слишком быстро приходит в негодность.
Также, подбирая кисточки, стоит обратить внимание на нумерацию – изделия за номером 1, с самым тонким пучком ворсинок, идеальны для точечной техники нанесения рисунков, номера от 2 до 4 немногим толще, но тоже предназначены для проработки мелких деталей. Кисти под номером 5 считаются универсальными, подходящими для гальки любых размеров, №6 предпочтительны для росписи крупных камней и изображения цветочных деталей – листиков, лепестков. И, наконец, есть самые «толстые» номера 7 и 8, чья область применения ограничена «булыжниками» – валунами тяжелей 4-х кило.
- Клей ПВА. Смешивается с водой в равных частях и переносится на неокрашенную гальку в качестве грунтовки – акрил поверх такого покрытия будет ложиться гораздо ровнее.
- Защитный лак. Служит закрепителем для расписных камней, не давая краскам смываться при намокании или выгорать на солнце, да и просто добавляет эффектного лоска. При отсутствии акрилового выручит бесцветный маникюрный лак.
- Старая одежда, которую не жалко испачкать – удобная, не сковывающая движений. Дополнительно стоит позаботиться о том, чтобы не испортить вид рабочего стола – отвлекаться на беспрестанное вытирание брызг будет некогда, так что лучше сразу расстелить побольше газет.
Прежде чем начать расписывать камни акрилом, стоит разложить краски на специальной палитре. Консистенция состава и так довольно густая, что несколько затрудняет создание рисунка, а если макать кисти в постоянно открытые баночки, содержимое последних вскоре уплотнится еще больше, станет слишком вязким и непригодным для работы. В связи с этой особенностью, не поскупитесь на приобретение пластикового контейнера с крышкой: застелите дно бумажной салфеткой, хорошенько сбрызните ее водой (надо полностью промочить, но не допускайте наличия в емкости лишней воды), а сверху поместите кусок пергамента. Прямо на нем смело раскладывайте акриловые краски разных цветов – за их консистенцию можно будет не беспокоиться, и когда закончите рисование, акрил продолжит благополучно храниться внутри импровизированной палитры. Просто плотно закройте тару крышкой и уберите до следующего занятия творчеством в холодильник.
На этапе знакомства с каменно-художественной техникой стоит ограничиться изображением самых примитивных объектов, абстракций из точек, штрихов и волн, простых геометрических фигур. Например, можно разрисовать камень под симпатичный домик, намалевав светящиеся окошки с занавесками, дверь, черепичную крышу, цветочные горшки у входа / на подоконниках. Или же просто старательно выписать на камешках буквы и цифры – получится отличный материал для детского игрового обучения.
Ваша первая задача – всего лишь «набить руку», приспособиться к нетипичному «полотну». Как говорят мастера, установить с камнем некую связь, прислушаться к нему как к объекту живой природы – галька сама, своей уникальной формой, подсказывает выбор сюжета, и чем более неправильны ее очертания, тем больше она располагает к полету фантазии. Некоторые художники намеренно подбирают для декора камни разного «дизайна» – составляют своеобразные модульные картины, рисуя половину изображения на одном камешке, половину на другом (если сюжет не разбивается на еще большее количество частей) – после завершения работы они становятся уже неразлучными!
[smartslider3 slider=9]
Клубника. На высохшую грунтовку наносится алая краска, позже на одном из зауженных боков рисуются зеленые листочки (густой акрил, к слову, тем и хорош, что его можно наносить послойно, не беспокоясь о просвечивании нижней краски). Далее равномерно нанесите на всю красную поверхность черные черточки, а когда они подсохнут, чуть более короткие белые – частично перекрывая темные штрихи, они создают эффект объемных семечек. Завершит раскрашивание камней традиционная лакировка.
Всякий раз, собираясь сменить цвет краски, старательно промывайте и просушивайте кисточку салфеткой.
Божья коровка. Разметьте поле карандашом: прочертите поперек каменного овала два полукруга, от центра меньшего отведите две расходящиеся линии к большему, и от полученных точек соприкосновения проведите еще две линии – теперь уже сходящиеся книзу. Отрезок на большом полукружье между точками следует стереть, а все остальные линии тонко обвести черной краской. Боковые сегменты – крылышки коровки, — закрасьте белым цветом, а центральный (спинку) – красновато-коричневым или оранжевым, с последующим нанесением черных полосок как у пчелы (не прямых, а слегка «прогибающихся»). Далее надо перекрасить белые крылышки в ярко-рыжие (красные / зеленые – следуйте собственной фантазии), после высыхания дополнить жирными черными точками. Головку насекомого, и другие части, до сих пор не затронутые акрилом, затонируйте черной краской, ну а белой проработайте усики и черты мордочки. Наконец, пририсуйте полупрозрачные белые крылышки, выглядывающие из-под рыжих, проведите несколько линий-жилок. Сушка, покрытие лаком – и дивные коровки готовы радовать взор!
Когда захочется отойти от простеньких мотивов – горошин, фруктов-ягод, кактусов, витиеватых пейсли, бабочек и рыбок, — попробуйте превратить унылые камни в корзины цветов или милых зверушек: панд и пингвинов, ежиков и морских свинок, совушек и попугаев. Кого-то из каменных питомцев можно посадить во флорариум, кого-то пристроить в горшке с растениями или просто на подоконнике.
Упростить процесс рисования помогут специальные эскизные карандаши, представленные в белом и черном цвете – даже многоопытные художники с наметанным глазом и твердой рукой предваряют акриловую роспись контурной разметкой. Кроме того, они нередко прибегают к использованию особых красок с эффектом «металлик», придающих разрисованным камням выразительный блеск.
Вдохновляйтесь и присоединяйтесь!
[smartslider3 slider=10]
Источник: