Вышивка лентами картины Великой княжны от Виктории Мальцевой

Вышивка лентами картины, написанной 100 лет назад последней княжной дома Романовых, восхищает и трогает ботанической точностью, нежностью красок и ощущением лета. Мне понравились акварельные картины Великой княжны Ольги Александровны, захотелось их вышить — так подписала свою изумительную вышитую картину автор. А я не могла отвести глаз от ее работы.

Кто эта мастерица, которая сумела рассказать замечательную историю лентами на небольшом куске ткани, талантливо повторив каждое движение кисти художницы на бумаге.

Знакомьтесь, это Виктория Евгеньевна Мальцева,

Виктория Мальцева Содержание 1 Немного о мастере 2 Интервью с мастером 3 Фото галерея картин Виктории Мальцевой 4 Вышивка лентами картины

Немного о мастере

Живет в Сибири, в городе Красноярске. Окончила политехнический институт по специальности радиотехника. Вот уже 45 лет работает радиоинженером на заводе. Замужем. Очень любит свою семью – мужа, сына. О своей семье говорит: «Горжусь своими мужчинами».

Интервью с мастером

-Виктория Евгеньевна, скажите, а у Вас есть художественное образование?

Виктория Евгеньевна: Нет, но сколько себя помню, всегда занималась рукоделием: шила, вязала крючком и спицами, вышивала крестиком и гладью. И делала это не только для того, чтобы создать новую вещь, а потому, что я от этого получала  большое удовольствие. Но самой моей большой любовью стала вышивка лентами.

-Сколько времени вы вышиваете лентами? Сколько Вам понадобилось времени, чтобы достичь такого уровня? Кстати, а сколько у Вас работ?

Виктория Евгеньевна: Вышиваю лентами уже 9 лет, правда, работ вышито немного, несмотря на солидный стаж. Примерно около 50. К сожалению, не все свои картины фотографировала. Часто «отвлекаюсь» на что-нибудь другое. Сейчас осваиваю якобинскую и бразильскую вышивку.

Для меня Ваша работа по акварели Ольги Александровны Романовой стала ключом, открывшим ларец с сокровищами. Ваша вышитая лентами картина смела границы рукоделия. Я представила, как особа царского рода, принадлежавшая к дому Романовых, рассматривала цветы клевера, ромашки, шалфея, желтенькие кисточки львиного зева и складывала эту композицию. И через 100 лет Вы повторяете эту композицию, также вглядываясь в каждый цветок, талантливо повторяя каждый изгиб лепестка. Это волшебное ощущение.

-Вы так просто сказали по поводу этой вышивки: «Понравились акварели Великой княжны Ольги Александровны. Захотелось вышить»

Акварель Великой княжны Ольги Александровны Романовой

-А вот скажите, когда Вы смотрите на акварель или любую картинку, которую вы хотите вышить, Вы сразу представляете, как именно будете вышивать каждый цветок? Я имею в виду технику. Вот у клевера мелкие, как бы смятые, лепестки, у львиного зева сложные двухцветные цветки, да еще с маленьким хвостиком-воронкой. Как Вы находите нужный прием, способный передать форму цветка?

Виктория Евгеньевна: Хочу отметить, что сюжеты большинства моих  картин, как и у многих мастеров, заимствованы у профессиональных художников. Но это никак не уменьшает их достоинства. Для того, чтобы «переложить» картину, написанную маслом или акварелью, на вышивку требуется немалый труд. Это знание техники и умение ее использования для получения объемной картины, знания приемов росписи ткани для создания цветного фона или создания фонового рисунка. Ботанические знания тоже необходимы. И очень важно — соблюдение в выбранном сюжете законов и правил композиции и цветопередачи. Поэтому под каждой своей картиной могу написать, что это авторская разработка лентами.

Использую базовые ленточные стежки, их описание можно найти в любой книге. Когда начинаю работать, примерно представляю, какими стежками буду вышивать тот или иной цветок, листик и пр. Но в процессе работы зачастую мои планы меняются, и я использую что-то другое.  Делаю, как подсказывает мое чутье: где-то ленточку чуть подкрутить или подтянуть один ее кончик, развернуть ее так, чтобы лепесток был «живой». Это приходит с опытом. Стежки базовые, а техника их исполнения у каждого мастера своя. Это как почерк в письме — у каждого человека свой.

Виктория Евгеньевна подчеркивает, что у нее никогда нет цели скопировать художественное произведение. Поэтому под своими работами она обычно пишет: «По мотивам такого-то художника». Это важно для понимания этого вида рукоделия. Это не точная копия и не репродукция, это творческое переложение объекта творчества.

-Почему Вы начали вышивать лентами? С чего все началось?

Виктория Евгеньевна: Я заинтересовалась этим, когда купила  книгу мастера из ЮАР Ди ван Никерк «Объемная вышивка».  Одна из техник объемной вышивки — вышивка лентами картины,  привлекла мое внимание. Оказывается, лентами можно вышить пейзаж, а не только украсить одежду, шкатулку или вышить подушку.

Потом в интернете мне встретилась электронная книга признанного во всем мире мастера из Австралии Элен Эрикссон «Шелковые фантазии». Ее винтажные букеты казались мне вершиной творчества.

Есть еще один человек, работы которого заставили меня взять в руки ленты. Это – Валентина Разенкова, художник из Белоруссии. Степные пейзажи, милые сердцу полевые цветочки привели меня в восторг. «Хочу также», — подумала я. Но также не получилось.

Позже я поняла, что здесь,  даже сам автор, не может сделать  точную копию своей картины. Повторить сюжет можно. Но картина получится другая. Как не старайся, стежки ложатся по-другому, и цветочек уже другой. Такая это особенная техника. Еще мне в ней нравится объемность, возможность передать реальное изображение, при этом полная свобода в способах этой передачи. Нет ограничений таких, как, например, схема в счетной вышивке.

-Начальный этап был трудным? Какие трудности и неожиданности подстерегают новичка?

Виктория Евгеньевна: Первой моей работой были нарциссы на черном фоне. Особых затруднений не испытала. Может быть помог опыт в других видах вышивки. Результат мне и моим друзьям понравился. Со временем, когда пришел опыт, увидела все ошибки.

Не было объема. Стежки плоские, слишком затянуты.  При вышивании необходимо давать небольшой припуск, чтобы стежок слегка приподнимался над основой. Надо показать красоту ленты, ее пластичность.

Почти все цветы были одного размера. На переднем плане цветы должны быть более крупными, чем на заднем, а значит и стежки для их изображения должны быть более объемными.

Нарциссы были вышиты ленточками трех цветов и я старалась распределить эти цвета равномерно по всей композиции. В этом и была моя ошибка. Цвет должен быть более насыщенный на переднем плане и менее – на заднем.

Цветы не должны все смотреть только прямо, необходимо, чтобы они были вышиты в разных ракурсах.

Черный фон очень коварный. Он подчеркивает все недостатки и достоинства (если такие имеются). Мне, как новичку, нельзя было выбирать черный фон, т.к. недостатков в моей работе было больше, чем достоинств.

В настоящее время многие мастера используют в своем рукоделии принты – это печать рисунка на ткани. По ним и вышивают отпечатанный сюжет. В то время, когда я начинала, купить в Красноярске  принт хорошего качества и с интересным сюжетом было невозможно. Поэтому я брала понравившейся мне сюжет (в основном из интернета), распечатывала его на бумаге и «перекладывала» его применительно к вышивке лентами. Прорисовывала то, что можно было вышить, и опускала то, что на ткани можно было просто нарисовать красками. Затем этот эскиз, если можно так выразиться, переводила на ткань через копирку. Потом начиналось самое интересное для меня — роспись фона и вышивка. Сейчас это называется работа «с чистого листа». До сих пор так и вышиваю.

— С чего Вы бы посоветовали начать, с изучения типов, приемов, вышивая сначала только отдельные элементы (научиться сначала вышивать листик, например) или с простого мотива, и по ходу дела, осваивать приемы. Как было у Вас?

Виктория Евгеньевна: Начинать вышивать надо с небольших простеньких сюжетов. Не надо отрабатывать отдельно каждый элемент.  В сюжете все взаимосвязано, например, тот же листик по отношению к цветку должен занимать определенное положение. А это уже может потребовать другой прием в его вышивке, нежели тот который отрабатывался.

Я, по своей неопытности, начинала со сложных сюжетов. Это приводило к большому количеству ошибок. Как и в любом деле: от простого к сложному.

— Когда вы беретесь за вышивку картины, вот в Вашей работе с космеями, например, Вы как понимаете, что нужно вышить, а что нарисовать на ткани? Космеи восхитительны, я их и в жизни очень люблю, с детства любовь к этим цветам. О Ваших космеях не хочется говорить: «Как живые», они, на самом деле, как живое милое трогательное воспоминание детства. На Вашей вышивке деревья, домики, травка, цветы – все в перспективе, от более выпуклого к менее и совсем в плоский рисунок, в красках продолжающий перспективу. Как Вы это планируете?

Виктория Евгеньевна: Большинство моих работ выполнены  в смешанной технике – это вышивка лентами, вышивка гладью, объемная вышивка гладью, аппликация, роспись основы. На переднем плане – вышивка лентами, далее вышивка нитками, а на заднем плане – рисунок красками. Иногда добавляю такие объемные элементы как, например, цветок, выполненный в технике аппликации или бабочку в технике объемной глади. Смешение техник дает очень интересный результат.

-Давайте поговорим о тканях. Я читала, что обычно берут габардин. Но мне бы хотелось большей утилитарности. Вышить лентами блузку, варежки или сумочку. Тогда советы по ткани уже не работают, так ведь? Наверное, здесь должны быть советы по натяжению или что-то еще, как Вы считаете?

Виктория Евгеньевна: Для основы, обычно, выбираю ткани из хлопка или габардина. Можно вышивать на любой ткани, исходя из дальнейшего применения  вышивки. Есть мастера, которые вышивают на льняной, шелковой ткани и даже на холсте. Надо помнить, что чем плотнее ткань, тем сложнее протянуть ленту через ткань, и лента при этом быстро теряет свой вид. Все чаще стали появляться работы с использованием органзы. Дальний план вышивается на плотной ткани, передний – на органзе. Органза накладывается на ткань – получается двухслойная вышивка, которая дает дополнительный объем и глубину. Впервые использовала органзу в этом виде рукоделия Валентина Разенкова.

-И сразу вопрос по уходу. Как Вы ухаживаете за своими работами. И есть ли у Вас вышивки на одежде или на домашнем текстиле? Я слышала, что вышивку на одежде можно стирать в машинке в деликатном режиме. Что Вы об этом думаете?

Виктория Евгеньевна: Я, в основном, вышиваю картины. Большинство из них оформлено  в раму под стекло и не требуют особого ухода. Мои первые работы оформлены без стекла, но они не потеряли свой вид. Пыль – главный враг таких работ. Смахиваю пыль мягкой метелкой.

Вышивала я и салфетки, тканевые сумки, игольницы, шкатулки. Салфетки, вышитые атласными лентами, стирала вручную очень осторожно. Вид у них после стирки, конечно, уже не первозданный, но все-таки еще вполне приемлемый.

К вышивке на одежде у меня особое отношение. Я не видела пока современную повседневную одежду, вышитую лентами, которая бы мне понравилась. В моем представлении это должна быть либо одежда от кутюр, сшитая для какой-нибудь коллекции, либо театральный костюм для спектакля о времени французских королей. Может быть я не права.

-Спасибо Вам большое, Виктория Евгеньевна за Ваши подробные ответы. Творческих Вам успехов!

Фото галерея картин Виктории Мальцевой

Подписи под картинами сделаны Викторией Евгеньевной Мальцевой для выставки. Она попросила еще раз напомнить читателям, что не делает точных копий, поэтому и подписывает, что картина вышита по мотивам произведения художника.

По картине Mary Dipnall. Размер 290х410 мм. Работа выполнена в смешанной технике: роспись акварельными красками, вышивка лентами, аппликация, трапунто. Основа – белый габардин. Использованы ленты шелковые, размером от 2 до 7 мм., нитки мулине «Madeira», для маков — искусственный белый шелк, окрашенный краской для ткани «Decola»Mary Dipnall_makiПо мотивам картины Dick Twinney. Размер 300х400 мм. Основа — хлопок. Работа выполнена в смешанной технике: акварельный рисунок, вышивка атласными и шелковыми лентами шириной от 2 до 6 мм, объемная вышивкаПо мотивам картины Dick Twinney. Размер 300х400 мм. Основа — хлопок. Работа выполнена в смешанной технике: акварельный рисунок, вышивка атласными и шелковыми лентами шириной от 2 до 6 мм, объемная вышивка (фрагмент)Dick Twinney — акварельДевушка с маками: По мотивам картины чешской художницы Иваны Барази «Воспоминание». Основа — хлопок. Рисунок выполнен акварельными красками. Использованы атласные ленты шириной 6 и 12 мм, а также искусственный белый шелк , тонированный краской для ткани «Decola», для маков.Ивана Барази «Воспоминание», акварельОчень нравятся акварели художницы Malgorzata Szczecinska. Попробовала вышить. Основа — габардин, ленты шелковые. Фон расписала акварельными красками.Malgorzata Szczecinska — акварельРабота выполнена по акварели Олега Тимошина. Основа – белый габардин, расписанный акварельными красками. Использованы ленты из искусственного шелка Majestik шириной 2, 4 и 7 ммОлег Тимошин — акварель

Вышивка лентами картины

Источник: zdeskrasivo.ru

holostyak-tnt-online