Елизаветинская вышивка, образцы которой бережно хранятся в музеях, удивляют своим невероятным узором из завитков, насекомых, птиц и цветов. Что за секрет. Почему на протяжение 20-30 лет на одежде королевы и ее фрейлин красовались одни те же растения, насекомые и птицы. Какие именно цветы вышивались. Что это — символы или творческое любование изобилием в природе.
Содержание 1 Образец елизаветинской вышивки — вышитый жакет Маргарет Лейтон 2 Елизаветинская вышивка в предметах одежды конца 16 века 3 Мотивы елизаветинской вышивки в работах современных дизайнеров 4 История дизайна с завитками 4.1 Интерес к садам и растениям 4.2 Завитки елизаветинской вышивки и церковная вышивка 5 Елизаветинская вышивка — насекомые 5.1 К гусеничкам с любовью 5.2 «Целебные» свойства насекомых в эпоху Елизаветы I 6 Елизаветинская вышивка — техника и символика 6.1 Техника 6.2 Символика 7 Елизаветинская вышивка — цветы 7.1 Огуречник и клубника 7.2 Роза (шиповник) 7.3 Гвоздика 7.4 Анютины глазки 7.5 Жимолость 7.6 Василек
Образец елизаветинской вышивки — вышитый жакет Маргарет Лейтон
Самый известный образец Елизаветинской вышивки — это льняной жакет Маргарет Лейтон, фрейлины королевы Елизаветы. Популярность его обеспечил портрет Маргарет, который находится в музее Виктории и Альберта в Лондоне. Портрет приписывают художнику Маркусу Герартсу Младшему (1561-1636гг.).
Рядом с портретом выставлен и сам жакет. Он был изготовлен в 1610-1615 гг. Подвергался доработкам в 1620 году. Подобного рода жакеты с длинными рукавами плотно облегали фигуру и были очень узкими в талии. А при помощи вставок, расширялись от талии к бедрам, создавая красивый женственный силуэт.
Вышитый жакет — образец елизаветинской вышивки на фоне портрета Маргарет Лейтон. Музей Виктории и Альберта.
Елизаветинская вышивка в предметах одежды конца 16 века
Узор этого жакета можно видеть на платьях королевы и ее фрейлин, на жакетах и чепцах конца 16 века.
Coif British The Metropolitan Museum of Art Елизаветинская вышивка на портретах английской знати Женский жакет, 1590-1630, цветы и фрукты музей V&A
Мотивы елизаветинской вышивки в работах современных дизайнеров
Великолепное расточительство цвета и цветов, насекомых, птиц, животных среди которых блуждают золотые завитки, будоражат и современных дизайнеров.
Удивительно, как дизайн конца 16 века изыскано и актуально смотрится на жакете с джинсами.
Дизайнер Вивьен Вествуд тоже была вдохновлена завитками и насекомыми вышитого гардероба Елизаветы I. Она разработала обои для Cole and Sons под названием «Насекомые».
Обои. Дизайн Вивьен Вествуд
История дизайна с завитками
Украшать одежду флорой и фауной в Англии начали в середине 16 века. Это явление совпадает с ростом интереса к садоводству и коллекционированию растений. Тогда же в Англии стали популярны растения, используемые в лечебных целях.
Интерес к садам и растениям
Стали появляться книги с описанием и рисунками растений. Джон Джерард, травник и садовник лондонского сада лорда Бергли в Лонг-Акре, опубликовал в 1597 году свою книгу «Травник или Общая история растений». Он часто описывал обычные растения в восхитительных терминах текстиля.
Например, о настоящих подсолнухах он говорит: «Середина сделана из необрезанного бархата или какой-то любопытной ткани, расшитой иглой». Живые растения, как бы заранее переносились на текстиль.
Завитки елизаветинской вышивки и церковная вышивка
Золотые завитки, которые обычно можно увидеть на образцах елизаветинской вышивки, были унаследованы от Opus Anglicanum. Это знаменитая церковная вышивка Англиии, которая до сих пор используется в церквях.
Хотя, сторонники символизма, говорят, что завитки символизируют древо жизни. Ну что ж — одно другому не мешает.
В католических церквях покрывают столы для церковной утвари вышитыми покрывалами. Они называются: «Одежда для Алтаря» (Altar cloth). Эти покрывала могут быть специально сшиты и красиво вышиты. А могут быть выкроены из красивой одежды знати.
Вот так, платье Елизаветы I стало в последствии Altar cloth для церкви Святой Фе, в Бактоне в графстве Херефордшир. Елизавета подарила платье своей камеристке Бланш Пэрри, а та каким-то образом была связана с этим храмом в свое время На портрете она именно в этом платье.
Неизвестный художник. «Портрет с радугой». Около 1600–1602. Фото: Historic Royal Palaces Courtesy of St Faith’s Churc
Теперь алтарный покров из платья королевы можно увидеть под огромным стеклом в витрине дворца Хэмптон-Корт в английском графстве Суррей.
Елизаветинская вышивка — насекомые
Во времена Елизаветы природа во всем ее разнообразии прославлялась как проявление изобилия даров Бога человечеству. Манускрипты того времени украшались рисунками с маленькими млекопитающими, птицами, бабочками, пчелами и изысканными, но жуткими ползучими существами.
Даже в таких серьезных книгах, как Псалтырь Маклсфилда, виньетки страниц имеют милые изображения животных, насекомых, рыб, как реальных, так и воображаемых. Такие виньетки совсем не иллюстрировали слова на странице.
Скорее всего, в мрачные и трудные Елизаветинские времена мелькание таких образов должно было вызывать улыбку и смягчать сердца. Но нигде образы насекомых не изображены так очаровательно, как в рукоделии конца XVI, начала XVII веков. Вышивальщики явно получали удовольствие, тренируя свои навыки в изображении всевозможных существ в цветниках с золотыми завитками.
К гусеничкам с любовью
Гусеницы, черви и многоножки, все, что извивается вышиваются мастерами с такой же любовью, как и более привлекательные стрекозы, бабочки, пчелы и божьи коровки. Особенно мило выглядят раковины улиток с их спиралевидным узором, и любопытно торчащими головами.
Королева Елизавета I, должно быть, особенно любила насекомых, поскольку есть описания платьев, которые она носила, усыпанных мухами, червями, кузнечиками и паутиной. Пожалуй, самым любопытным предметом одежды была кружевная шаль, «украшенная» черным паучком, похожим на живого.
Придворные внимательно относились к ее вкусу и соответственно присылали ей подарки. В 1580 году лорд Норт потратил пятьдесят шиллингов на пару перчаток, с вышитой надписью: «Лягушки и мухи». Возможно, такой подарок не всем пришелся бы по вкусу. Хотя для женщины, у которой все есть, такие перчатки имели бы ценность новизны.
«Целебные» свойства насекомых в эпоху Елизаветы I
В Елизаветинскую эпоху не только любили вышивать насекомых, но и верили в их использование в медицине. Одно из лекарств от глухоты заключалось в смешивании высушенных и измельченных в порошок уховерток (вроде бы логично) с мочой кролика (здесь логика не так очевидна). Такую смесь вливали в ухо два раза в день.
От астмы принимали дозу мокриц, измельченных в вине. Можно предположить, что, если бы елизаветинцы знали о роли, которую играют многие насекомые в передаче болезней, они, возможно, не любили бы их так сильно. И, скорее всего, были бы менее щедры в использовании их в декоративных целях. Такое милое невежество позволило нам любоваться, восхищаться и вдохновляться дизайном елизаветинской вышивки.
Елизаветинская вышивка — техника и символика
Вышивка эпохи Елизаветы I — это льняная ткань, вышитая узором в виде завитков позолоченной серебряной нитью, цветы, животные и птицы в различных техниках, включая плетеную тесьму, цепочку и отдельные швы из шелка с металлическими полосками и блестками.
Техника
Это вид объемной вышивки. На нашем сайте есть статья о вышитых шкатулках 17 века. В них объемность вышитых элементов достигла невероятных высот в буквальном смысле. Почитайте об этом ЗДЕСЬ.
Елизаветинская же вышивка, предвосхищает объемность на шкатулках. Например, верхний слой стручка гороха немного раскрыт и приподнят, обнажая золотистые горошинки.
Горошек раскрыл створку
Ягоды шиповника вышиты лангетным(штопальным) швом поверх набивки, и поэтому немного выпуклые.
Образец лангетного шва на листьях и объемная ягода шиповника
Крылья некоторых насекомых, так же приподняты над полотном вышивки.
Что касается видов швов. Здесь используются:
- Петельный (тамбурный) шов
- Лангетный шов (таким можно штопать дыры)
- Плетеная тесьма
- Стебельчатый шов
Приподнятые элементы, как и большинство плоских элементов выполняются лангетным швом. Таким швом раньше штопали дырки в носках ))). А оказывается это шов с костюмов английской знати.
Символика
Сегодня многих очаровывает неформальность узоров, в которых растения и фрукты смешиваются в, казалось бы, несочетаемых комбинациях: виноград с горохом; аристократичная лилия со скромными анютиными глазками. Возможно, для нас это странный выбор, но он отражает прежнюю важность и статус различных растений.
Было высказано предположение, что после Реформации церкви профессиональные вышивальщицы стали переносить церковные символы в светскую вышивку, а светскую в церковную. Поэтому символичная плодоносящая виноградная лоза могла теперь соседствовать с обычным горошком. А золотые завитки, имеющие библейский смысл, поселились на чепцах леди.
Виноградная лоза, горошек, груши
Елизаветинская вышивка — цветы
Естественные формы повсеместно присутствуют в английской вышивке конца шестнадцатого и семнадцатого веков. Крупные фрукты, пышные цветы и маленькие резвящиеся животные составляли главный предмет вышивки того периода.
У вышивальщиц и других мастеров были не только книги со схемами и выкройками. У них теперь были многочисленные ботанические книги, и научные тексты, из которых черпались мотивы и вдохновение. В это время значительно увеличилась доступность печатных материалов, а также общий интерес к садоводству.
Тюльпан, улитка, гусеница и олень. 16 век.
Импортные цветы, такие как тюльпаны, все чаще использовались в английских садах. Прививки и другие эксперименты в ботанике были предметом популярной литературы. Сам сад стал местом изучения, развлечений и созерцаний.
Огуречник и клубника
Присмотритесь к фрагментам вышивки. Клубника и огуречник всегда рядом. Это не случайно. Именно в ботанических книгах написано, что это растения компаньоны. Кулинарная трава огуречника лучше всего растет вблизи клубники, вот и в дизайне отразился этот ботанический факт.
Клубника и огуречник всегда рядом
Роза (шиповник)
Вернее шиповник, цветок с бледно-розовыми лепестками, переходящими в белый цвет к центру, из которого поднимаются обильные желтые тычинки. Многие портреты Елизаветы изображают ее с этой розой. Ей нравился шиповник за его нежный цветок и крепкие колючки, которые идеально символизировали определенную британскую стойкость.
Шиповник
Гвоздика
В 16 веке гвоздика имела цвет от бледно-красного до темно-розового. Однако, тогда слово розовый не использовалось для описания цвета, а относилось к причудливому разрезанию ткани красивыми зигзагами. Эффект зигзагов очень напоминал края лепестков гвоздики.
Лишь 200 лет спустя, в 18 веке, розовый вошел в регулярное употребление в качестве названия цвета. Использование розового цвета в его первоначальном значении — это как раз то, что сегодня можно сказать о ножницах с зубчатыми краями, которые используются для обрезки края ткани, чтобы предотвратить ее обсыпание.
Сегодня гвоздики кажутся немодными. Мода, несомненно, снова изменится. И, возможно, благодаря традициям Оксфордского университета. На первых университетских экзаменах которого, академическая одежда украшается белой гвоздикой, а на последних экзаменах —красной. Розовая гвоздика указывает на промежуточные экзамены. Одной гвоздики должно хватить на экзамен — она не должна увянуть за время сдачи экзамена.
Гвоздика
Анютины глазки
Анютины глазки были любимым цветком Елизаветы I и олицетворяли целомудренный дух. Символизм которого, королева-дева была очень рада поощрять. Ведь монарх никогда не собирался производить наследника.
Но анютины глазки были тихим символом среди очень шумных. Например, на портрете («Портрет с радугой») королева носит плащ с нарисованными глазами и ушами, чтобы указать, что она много слышит и видит (через своих придворных). Объемную ткань ее левого рукава полностью покрывают кольца украшенной драгоценными камнями змеи, а над головой змеи висит небесная сфера. Змею следует читать как символ мудрости, посредством которой она управляет страстями своего сердца, а сфера выше указывает на ее компетентность в делах вселенной.
Но трогательно то, что среди всей этой более масштабной, чем жизнь, символики, королева носит прекрасный лиф, тонко расшитый ее любимыми цветами— анютиными глазками, жимолостью, гвоздиками и наперстянками. Если вы посмотрите на множество портретов королевы, то обычно где-нибудь прячется скромная анютина глазка.
Анютины глазки
Жимолость
Это растение было очень популярно в елизаветинских садах, где им обвивали беседки для влюбленных и решетки перголы, чтобы сладкий аромат распространялся в воздухе. Жимолость считают символом любви и брака.
В какой-то момент своих отношений Анна Болейн и Генрих VIII приняли жимолость и желудь как элементы своего герба. Эти растения можно увидеть в украшении дворцовых потолков и мебели, включая ковер во дворце Хэмптон-Корт. Поскольку Елизавета была дочерью Анны Болейн, похоже, что жимолость имела для нее особое значение.
Жимолость
Василек
Centaurea cyanus получил свое ботаническое название от легенды о кентавре Хироне. Отравленный стрелой, обмакнутой в кровь гидры, Хирон прикрыл свои раны растущим поблизости васильком. Выздоровев, он приписал свою удачу целебным свойствам скромного растения. Христиане еще больше усилили символизм. Из врага змеи (гидры) василек превратился во врага самой большой из змей — дьявола. Это означало, что василек тогда символизировал Христа.
Васильки регулярно появляются в вышивке елизаветинской эпохи. Это удивительно, потому что в то время васильки считались символом безбрачия — вряд ли красивая молодая женщина хотела бы украсить такими символами свой корсаж. Однако для королевы это было удачным решением.
Мы часто понимаем целомудрие либо как просто отказ от брака, либо воздержание от половой близости. Но целомудрие — значит еще и то, что человек отказывается от плотских удовольствий, чтобы сосредоточиться на духовном росте. Обеты целомудрия не обязательно должны быть пожизненными. В елизаветинские времена они часто давались на ограниченные периоды времени. Так что носить василек — это все равно, что предупреждать: «не связывайся со мной».
Василек
Елизаветинская вышивка невероятно привлекательна. Возможно секрет ее притягательности в гармонии цветового решения. А возможно в гармоничном дизайне золотых завитков, которые создают каркас для милых и совсем обычных растений. Фрагменты вышивки хочется рассматривать. Хочется следовать взглядом по завитку, задерживаясь на милых сердцу ягодах, цветах и бабочках.
Источник: