Как создавалась объемная вышивка старинных английских шкатулок

Старинная объемная вышивка на гранях английских шкатулок XVII века имеет свое название —  Stumpwork. Что по определению толковых словарей значит: «сложная выпуклая вышивка, приподнятая, с помощью деревянных вставок или полых элементов, набитых утрамбованной шерстью». Это очень сложная форма объемной вышивки с подкладкой была популярна в Великобритании на протяжении целого века.

Содержание 1 Как создавались старинные вышитые шкатулки Англии XVII века 2 Кто мог быть вышивальщицей в старой Англии 2.1 Образование для юной леди 2.2 Пример объемной вышивки из Королевской Коллекции 2.3 Объемная вышивка — этап в образовании леди XVII века 3 Кто создавал сюжеты узоров 4 Как наносили рисунок на ткань 5 Объемная вышивка — способы создания рельефа на вышитом полотне 6 Какие материалы использовались 7 Работа краснодеревщика — завершающий этап

Как создавались старинные вышитые шкатулки Англии XVII века

Институт Искусств в Минеаполисе. Шелк, металлические нити, белый атлас, жемчуг, дерево, металл. 1662

Вышивка наносилась на основу из нежного белого атласа, иногда шелка. Каждая выпуклая фигурка или элемент создавались отдельно и затем аккуратно и искусно пришивались к атласному фону. Такая техника давала возможность мастерице экспериментировать, корректировать свою работу и исправлять ошибки. Плоские элементы вышивки вышивались непосредственно на атласной основе.

Коллекция Баррелла, Глазго, Шотландия

Затем готовые расшитые куски отдавались краснодеревщику, который крепил ткань на деревянные грани шкатулки. Стыки граней обшивались серебряной тесьмой, предохраняющей атлас от истирания.

Кто мог быть вышивальщицей в старой Англии

Каждая юная леди училась вышивать. Вышивке, в которой применялись дорогие материалы, такие как бисер, жемчуг, шелк, атлас, полудрагоценные камни, обучали девочек только из зажиточных семей.

Образование для юной леди

Девочки учились вышивать по программе, тренируясь на кусочках ткани и создавая образцы вышивок. Во всех семьях были сэмплеры — кусочки ткани с образцами швов и элементами узоров. Образцы собирались в альбомы и хранились. Впрочем, такие сэмплеры-образцы есть и у современных вышивальщиц.

Сэмплер XVII век

Программа обучения предполагала развитие у молодой образованной девушки навыков рукоделия. В возрасте восьми лет вышивали образцы швов и строчек цветным шелком. В девять лет — это были образцы более сложных изделий в области ручной работы и ришелье.

К 11 годам — обучали навыкам рельефной вышивки, набивке, аппликации. Потом шла вышивка бисером и другие сложные техники.

Эти навыки становились атрибутами взрослой жизни леди, помогающей ей вести домашнее хозяйство, украшать и ремонтировать одежду своей семьи.

Вышивали одежду, бельё и предметы интерьера. Вышивали все. Однако считается, что сложные замысловатые узоры на вещах для продажи вышивали не домохозяйки или скучающие привилегированные девушки, а профессиональные вышивальщицы из Гильдии Вышивальщиков.

Пример объемной вышивки из Королевской Коллекции

К Концу XVII века в Англии объемная вышивка «приподнялась» настолько, что требовала серьезного обучения. Поэтому, вышитые шкатулки, скорее всего, результат специально обученных мастериц.

Строго говоря, объемной вышивкой, которую мы видим на шкатулках, в Англии XVII века, украшались не только грани шкатулок. Такую вышивку можно найти и на рамах зеркал и на панно и даже на подушечках для булавок. Но в декоре шкатулок, искусство рельефной вышивки достигло своего особенного развития.

Например, шкатулка из Королевской Коллекции Её Величества Королевы Елизаветы II имеет вертикальную композицию в виде фигурки пастушка, отдыхающего под сенью дерева, и овечек, пасущихся на лугу. Трудно даже предположить, что это вышивка.

Шкатулка из Королевской Коллекции Её Величества Елизаветы II. Подарена Королю Георгу V лордом Плендером в 1932 году. Шкатулка 1660 г. Сосна, атлас, шелковая нить, проволока, позолоченный металлПастушок на крышке шкатулки из Королевской Коллекции

Объемная вышивка — этап в образовании леди XVII века

По мнению историков, большинство сложных вышитых изделий XVII века, скорее всего, создавалось профессиональными мастерами. Хотя образованные юные леди из богатых семей создавали вещи очень высокого профессионального уровня.

Так, в Лондонском музее Виктории и Альберта представлена шкатулка, вышитая 11-летней девушкой Мартой Эдлин. К 11 годам девочки уже получали курс обучения, завершающийся созданием объемной вышивки. Дальше шли годы обучения ещё более сложным техникам вышивки бисером, жемчугом и т.д.

© Victoria and Albert Museum, London Марта Эдлин в детстве работала над серией вышивок, в том числе над этой шкатулкой для украшений, которые лелеяли ее потомки и передавали по женской линии в ее семье более 300 лет. 

Свою работу Марта Эдлин в 1671 году оставила себе после пройденного этапа обучения и хранила в ней свои вещи. Эта шкатулка не ушла из ее семьи, а передавалась по женской линии. Так что теперь мы можем ее видеть и удивляться. На одной из граней сундучка мелким жемчугом вышито имя юной мастерицы.

В декорировании шкатулок применялись практически все изученные виды и техники вышивки. Довольно часто применялся тамбурный шов, о котором можно почитать классную статью на этом сайте. Ссылка на статью о тамбурном шве откроется в новой вкладке.

 

Кто создавал сюжеты узоров

Вышивальщики не создавали собственных дизайнов. Уже в самом конце XVI века в Англии начали выпускать книги по вышиванию. Это были дорогие издания со схемами, выкройками и рисунками. Таким образом, к концу XVII века у вышивальщиков было достаточно материала для поиска подходящего сюжета.

Множество сборников выкроек, гравюр на дереве и иллюстраций в книгах радовал мастериц. В свое время они очень долго трудились над сэмплерами, выполняя одни и те же мотивы, осваивая базовые навыки. Поэтому, выполняя вышивку на шкатулке, выбирались столь замысловатые и сложные сюжеты.

Представьте восторг девушек от выбора сюжетов, материалов, ниток и узоров, когда им предстояло вышить вещь для себя или для продажи.

Как наносили рисунок на ткань

Выбрав узор, вышивальщики нанимали профессионального художника по гравюрам, чтобы нарисовать или распечатать узор на атласном или шелковом фоне. Применялась и следующая техника. По линиям выкройки проделывались небольшие дырочки. Затем выкройку накладывали на ткань и втирали уголь в отверстия.

Типичный пример старинной объемной вышивки — это человеческие фигуры, мифологические фигуры, животные, замки, цветы, фрукты и насекомые, заполняющие все пространство полотна вышивки. Художник не обращал никакого внимания на масштаб фигур: мотивы часто были непропорциональны по размеру друг другу. Что и помогало создать плотный рисунок, заполнить все пространство.

Объемная вышивка — способы создания рельефа на вышитом полотне

Объемные детали вышивки могли быть сделаны с помощью:

  • деревянных фрагментов
  • проволоки и пергамента, перевитого шелком
  • ткани, набитой шерстью
  • фигурок, вырезанных из кости и затем обшитых
  • невероятного разнообразия швов и техник вышивки

Мастерицы пользовались набором деревянных кусочков из самшита в форме фруктов, рук и голов. Потом эти формочки покрывались обметочным швом.

Этот фрагмент вышивки stumpwork с грушами я нашла на сайте windflowerembroidery.com, здесь как раз 350 лет назад были взяты деревянные формы для груш.

А вот здесь, я нашла видео, в котором современная мастерица показала, как она вышила этот фрагмент.

Какие материалы использовались

В качестве основы использовали атлас, реже шелк или лен. Нитки для вышивания — шелковые нити. Для создания дополнительных текстурных и декоративных деталей объемной вышивки использовались:

металлические нити, волосы, перья, жемчуг, бисер, полудрагоценные камни, фактурные ткани.

Работа краснодеревщика — завершающий этап

Когда вышивка была закончена, ткань передавалась краснодеревщику. Он крепил ткань на деревянных стенках шкатулки и аккуратно накладывал серебряную тесьму на стыки.

Коллекция Баррелла, Глазго, Шотландия

Внутри шкатулку обивали тонким бархатом, на фронтальных частях внутренних ящичков тоже была вышивка. Только уже без рельефа.

Шкатулка из коллекции Баррелла. Глазго. Шотландия.

Как видите, для создания объемной вышивки на шкатулках в Англии XVII века требовалось весьма длительное образование, дорогие материалы и талант.

Источник: zdeskrasivo.ru

holostyak-tnt-online